rpocc (rpocc) wrote in ru_gabriel,
rpocc
rpocc
ru_gabriel

Питер Гэбриел в Риге (Back to Front 2014) — отчёт

Я, как можно увидеть, не часто пишу отчёты с концертов, но позавчера я был на таком шоу, о котором просто нельзя молчать, тем более, что для России оно всё ещё является экзотикой. Мы с Ильёй Липатовым и его коллегой по Safety Magic, Дмитрием Лосевым, сделали вылазку в Ригу на концерт Питера Гэбриела в рамках тура Back to Front 2014. В риге помимо концерта было много другого интересного, но это уже на уровне отпускных баек для офисной курилки, так что оставим это за кадром. Разве что было смешно, как мы с Илюхой ночью в Великих Луках сделали «Великие lookи».

***

Концерт проходил в стадионе Арена Рига, в котором по некоторым подсчётам собралось что-то типа 7 тысяч человек. Зал был практически полный (кроме самых бомжовых боковых трибун, откуда только порталы видны и нет звука), мы даже сильно заранее с трудом купили места примерно в 20-е ряды партера.

Группа в этом туре отмечала 25-летие самого успешного альбома группы — «So» 1986 года и ездила в 2012 году по США, потом в 2013 году по западной Европе, а сейчас по восточной Европе. Состав был аутентичный — Питер Гэбриел, Тони Левин, Ману Катче, Дэвид Роудс и Дэвид Санчес. В европейском туре в качестве артистов поддержки были две шведские певицы/исполнительницы: Дженни Абрамсон (Jennie Abrahamson) и Линнеа Олссон (Linnea Olsson).

Я попробую подробно рассказать о шоу, которое оставило на нас троих неизгладимое впечатление.

В начале вышел сам маэстро и скромно объявил в качестве разогрева своих двух барышень на латышском языке. Они сыграли несколько неплохих песен фолкового плана. Абрамсон играла на электро-акустической маримбе, а Олссон на виолончели. Поют девушки пронзительно и чувственно. Вобщем-то понятно, что в них нашёл Гэбриел.

Далее был небольшой перерыв, во время которого техники убрали лишнее барахло со сцены и ещё раз проверили инструменты. Далее был комичный номер: выходит сам Питер (а он выступает в костюме военного типа: широкие штаны, куртка с карманами, военные бутсы и т.д. и начинает мести метлой сцену, кося под очередного техника. Народ встретил прикол с воодушевлением.

Далее пошла концертная программа состоящая из трёх частей: акустический блок, электронный блок (как его назвал сам Питер) и прогон альбома So. Вся программа была расписана, включая выход на бис, что, однако совершенно не помешало драматической составляющей. По нашему общему заключению, концерт представлял собой целый тщательно срежиссированный грандиозный спектакль, что для человека стоявшего у истоков арт-рока закономерно. Питер известен своей страстью к мультиязычности и он подготовил для своих основных сообщений субтитры на латышском, которые в нужные моменты просто показывались на экране. Это очень похвально, хотя на двух экранах можно было бы и русские субтитры заодно разместить, всё таки в Риге 60% русских.

Акустический блок


Этот блок прошёл камерно, при свете в зале и без особых эффектов на сцене. Конечно, сет был условно акустический, всё снималось не только микрофонами, но и датчиками, но сами инструменты всё-таки были акустические.

O But
Это новая песня, которую Гэйбриел даже ещё недописал. Хорошая лирическая вещь соуловым уклоном, в общем-то как в 1977 году.

Come Talk To Me
На этом туре они обошлись без телефонных будок, однако в сдержанном, сыром исполнении песня ничего не потеряла. Народ принял хит с воодушевлением

Shock The Monkey
Зал поддержал песню достаточно стройными хлопками. Я почему-то очень ждал, что её исполнят. Опять-таки, драйва вещь в акустическом исполнении совершенно не потеряла, мне понравилось.

Family Snapshot
Роскошный спокойный медляк.

Электрический блок


Здесь начали работать эффекты, которые состояли не только из обычного DMX-света под потолком, но и из специальных технологических находок. Вокруг сцены были построены рельсы, по которым техники возили 5 огромных построек похожих на авто-краны, на которых были размещены вращающиеся головы, которые, судя по всему, управлялись вручную, либо полу-автоматически. Кроме того, с боков были подвешены на фермах по три моторизированных кресла, на которых сидели операторы с джойстиками и че-то управляли. Мне показалось, что они работали с камерами, коллеги утверждали, что это таки свет. Сложно сказать, поскольку операторов там и без того хватало, но точно были планы снятые с возвышений, в том числе и с потолка. Изображение с камер не просто показывалось на экранах, но и периодически обрабатывалось эффектами разной степени сложности.

Digging In The Dirt
Звучание немного отличалось от альбомного (что логично), все хуковые моменты сопровождались вспышками в зал теми самыми кранами. ПГ вёл себя бодро, не сидел сиднем и вобщем-то зал наконец завёл по полной программе.

Secret World
Обычный программный номер, без которого, полагаю, не проходит не один гиг ПГ.

The Family And The Fishing Net
Депрессивная ранняя вещь создала должное напряжение в зале. «Краны» слепили зал яркими световыми кольцами, а сцена периодически освещалась эффектом "качающейся лампы" или "маячка". Начали работать эффекты: картинки с камер сделали шумными, чёрно-белыми и замыленными.

No Self Control
Запомнилось, что низко опущенные краны зажали Питера на небольшом участке, где они хаотично обливали его светом, а он периодически от них уворачивался, создавай образ человека в панике и замешательстве.

Solsbury Hill
Я лично не понял, почему эту вещь не сыграли в акустике, однако было весело. Зал заставляли скандировать «Boom, boom, boom» на припевах, но нельзя сказать, что он это особенно дружно делал. По крайней мере, вокруг меня энтузиастов особо не было, поэтому приходилось принимать участие в спектакле в одиночку. Шведские девчонки внезапно играли на акустических гитарах.

Why Don't You Show Yourself?
Перед началом Питер немного рассказал об этой вещи, что она является частью цикла из трёх обличающих песен написанных для одного кинорежиссёра, к сожалению не помню какого, и посвящена она вере.

Юбилейный блок So


Альбом был сыгран от начала до конца в слегка обновлённом порядке. В нём же песни представлены на юбилейном переиздании.

Red Rain
Мне песня запомнилась больше всего. Во-первых, это вообще одна из моих любимых песен Питера Гэйбрила, да и, являясь открытием легендарного альбома, она просто не может не запомниться. Одной из графических концепций шоу было представление образов артистов на пяти вертикальных полосках, которые проецировались на огромный экран позади сцены. Периодически там показывали и отдельные картинки, которые выглядели как люди за решёткой. В этой песне был сделан интересный эффект. Музыканты снимались на стерео-камеры, картинка с которых тут же анализировалась и на их основе создавалось векторное 2,5D-представление снимаемых музыкантов. 2,5D в том плане, что информация о форме была ограничена полусферой повёрнутой к камере, а не полноценное, произвольно вращаемое 3D. Далее на основе полученной информации в реальном времени строились просто крышесносящие уайрфрэймовые, пикселизированные, полигонизированные и другими способами построенные картинки, в чём-то напомнившие ранние 3D-видео конца 80-х/начала 90-х, когда 3D технологии только начинали осваиваться. (Вспомните сырые и компьютеризированные эффекты в фильмах Tron, The Lawnmower Man, Ghost in the Machine или Robocop II).

Вот смотрите. Запись сделал кто-то из посетителей концерта. Кстати, у него там звук был даже лучше, чем у меня в партере.




Sledgehammer
На сцену хоть и не вытащили огромных цыплят табака, но без них было весело наблюдать за Питером. который на припеве долбил себя руками по голове. Зал, конечно, при первых нотах медных духовых воспрял и захлопал. К сожалению, в моей зоне не было слышно фирменного звукоизвлечения Тони Левина, у которого, кстати, были периодические проблемы с мониторингом или звуком. (то и дело лез за спину и что-то крутил)

Don't Give Up
Вещь была просто шикарно исполнена дуэтом с Дженни Абрамсон, чей высокий и очень яркий голос прозвучал ничуть не хуже альбомной Кейт Буш. Номер не обошёлся без финальных объятий как в "скучной" версии клипа.

That Voice Again
Вступление вещи немного отличается от альбомного, но похоже, что это в принципе, расширенная концертная версия песни. У меня это ещё одна из любимых вещей альбома и, кстати, сам ПГ пишет, что это чуть ли не самая его любимая вещь с So. Исполнена она была великолепно. Длиннющую Make Looooooooooooooooove Питер в свои 64 года продержал достойно, лишь слегка короче, чем, когда ему было 35, что заставило серьёзно задуматься о пользе ЗОЖ для певца.

Mercy Street
В лихие годы Гэбриел на этой песне устраивал заплывы по залу. В этом туре было сделано попроще: посередине сцены на полу была нарисована мишень, в которой артист пролежал всю песню, изображая привязанного к столбу человека. Вот и пригодились камеры, помещённые в хитрую конструкцию под потолком.

Big Time
Огромное «Hi There» и пошёл жир. Гармония вещи была слегка изменена, а сама аранжировка потеряла некоторую фанковость, но это было компенсировано эпилептичным светом с периодически возникающей надписью BIG TIME на большом экране. Не обошлось без соответствующих жестов со стороны ПГ на строчках «...getting bigger».

We Do What We're Told (Milgram's 37)
Вещь музыканты исполнили в мрачном свете, надев на себя маски в духе масок рапиристов. В процессе по залу молча и маршем прошлась пара немолодых людей, расставивших руки по сторонам. Для нас так и осталось загадкой, было ли это часть шоу, или это была одиночная акция каких-то рижан.

This Is The Picture (Excellent Birds)
Эта вещь вообще была написана по наитию с эксцентричной Лори Андерсон, что, видимо, определило её судьбу как вещи, очень по разному интерпретируемой и таскаемой туда-сюда. На оригинальном издании альбома она была на последней позиции, а на советском издании её вообще вырезали по невнятным соображениям. В новом издании вещь переместили с последней позиции на предпоследнюю. Сделали аккуратно. Видеоряд представлял собой разбросанные и летающие по всему экрану снэпшоты музыкантов заключенные в рамки.

In Your Eyes
Программный хит завершил блок, подняв весь зал. Лично я переместился с мест в проход, где недавно шествовали люди с распростёртыми руками, и махал фонариком на телефоне, рискуя его окончательно разрядить. Я же одним из первых встал ближе к финальному припеву, а следом за нами встали, кажется, все присутствующие кроме разве-что инвалидов-колясочников, которых, кстати, хватало. Под овации музыканты удалились со сцены.

Бис


Зал не утихал пару минут, музыканты естественно вернулись и сыграли ещё один микро-блок.

Here Comes The Flood
Этот ранний хит был сыгран в более сдержанной, чем на первой альбоме, манере, что не помешало ему прозвучать торжественно.

The Tower That Ate People
Как я говорил, весь концерт над сценой висела круглая белая штуковина, над назначением которой все гадали. Только тут, на бисе, эта хрень внезапно начала опускаться и раскрылась в огромную спираль. В её центре оказался некий рукав из ткани, который... съел Питера Гэбриела. Всё происходящее снималось закреплёнными сверху камерами и показывалось на экранах. Стоящий народ конечно, разомлел.

Biko
Этот гимн закрыл концерт. Зал подготовили петь небольшой вокализ в конце песни. Получилось это у него не так, конечно, как на Queen в Будапеште, но народ дружно пел. Я был уверен, что охрипну, ибо не петь просто было нельзя. Под это пение группа постепенно удалилась и на этом почти 3-хчасовой концерт был закончен под ещё большее ликование.

Где-то в этом блоке Гэбриел позвал на сцену несколько правозащитников, которых он поддерживал этим туром.

После грандиозного шоу мы с коллегами восторженно отправились куда-то попить пивка и весьма бурно обсуждали прошедшее и изучали бокс-сет, который я купил в будке мерчендайзинга. Илья позже отправился спать в свой хостел, а мы с Димой ещё дерябнули вискаря у меня в номере и он отправился бродить по ночной риге, а я ближе к пол-третьему таки лёг спать. Завтра в 5:30 я поднялся и позже мы с Ильёй отправились в аэропорт, ибо у нас в тот же день проходило собственное выступление в рамках Guitar Player Party. В это воскресенье лично я не спал практически сутки.


Хочется сказать несколько слов об отношениях Питера Гэбриела и России. Я сам считаю, что нам тут и так не особо сладко, а к нам ещё и хорошие артисты отказываются приезжать. Обидно, но этому есть простая причина, которую я сам, как музыкант прекрасно понимаю.
Многие музыканты сочувствующие правозащитникам строят своё мировоззрение и вдохновляются информацией, получаемой через СМИ. Поскольку музыканты часто заняты музыкой, им быть скептичными и политически подкованными довольно трудно, поэтому они легко ведутся на либеральную, коммунистическую и многую другую пропаганду в зависимости от своего базового мировоззрения. ПГ игнорирует Россию потому что верит, что это тоталитарная страна и «полицейское государство», как он сам выразился. Он не смог бы не пригласить на сцену каких-нибудь Pussy Riot, а это бы ему скорей всего не дали бы сделать. Они конечно придумали отговорки о том, что здесь райдер не полностью выполним, но просто вспомните The Wall в олимпийском, и вы поймёте, что игнорирование России — это чисто политическое решение. Скорей всего в Россию он вообще никогда не приедет. Простим его за это, ему некогда читать Маркса, дискутировать в ЖЖ и заниматься изучением политологии, он артист, почти 50 лет играющий на сцене, заставший и Совок и Холодную войну и имеющий право на принятие решений.

Из ситуации есть простой выход. Билеты на самые лучшее места на Арене Рига стоили около 100 Евро. Аналогичный билет на отменённый концерт в Киеве стоил около 18000 рублей в пересчёте на наши деньги. Можно просто купить на те же деньги билеты, оформить визу и смотаться в микро-, а то и обычный культурный отпуск в Европу. Некоторые так ездят в нелепые шопинг-туры и тратят куда больше.
Tags: back to front, видео, концерты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments